В качестве примера реальной Internet-ориентированной платежной системы рассмотрим платежную подсистему электронного магазина системы Internet-коммерции.
Клиенты этого магазина имеют возможность выбора среди нескольких способов проведения платежа за оформленный заказ:
- оплата счета-фактуры банковским перечислением, почтовым переводом, при этом счет-фактура, подписанная торговым сервером, распечатывается клиентом со своего экрана;
- оплата с использованием пластиковой карточки с магнитной полосой, при этом клиент предварительно регистрируется в банке и получает личное средство криптографии;
- оплата с использованием чип-карты региональных проектов INT, при этом используются смарт-карты БЭР и смарт-карты национальной системы электронных платежей НБУ.
Оплата счет-фактуры относится к традиционным способам платежей. Однако существует несколько способов проведения электронного платежа с использованием дебетных карточек разнообразных платежных систем (VISA MasterCard) либо непосредственно управляя своим счетом в банке через Internet. Каждая платежная компонента обладает многоуровневой системой защиты платежных транзакций.
На примере реального электронного
магазина (Internet-магазин системы Internet-коммерции (СИК)
Разработчиком торговой, платежной подсистем и подсистемы безопасности СИК является компания INT. Она осуществляет адаптацию, настройку и инсталляцию этих подсистем для компаний, решивших открыть коммерческую деятельность в Internet на базе технологии СИК.
Торговые подсистемы могут физически быть установлены на торговом сервере оператора СИК - INT либо непосредственно на автономных программно-аппаратных комплексах, укомплектованных и подключенных в соответствии с требованиями заказчика и находящихся на территории заказчика. Выполняя функцию оператора СИК, INT осуществляет 24 часовой мониторинг работоспособности всех подсистем, инсталлированных на центральном торговом и платежном серверах, хранение и защиту информации в базах данных, а также техническую поддержку удаленных торговых подсистем. INT отвечает за корректную работу подсистем и безопасность проведения платежей по сети Internet в рамках платежной подсистемы СИК. Участниками системы являются:
- предприятие торговли;
- клиент-плательщик;
- оператор СИК.
Предприятие торговли — юридическое лицо, имеющее договор с оператором СИК, использующее торговые и административные функции СИК, принимающее к исполнению заказы клиентов и получающее оплату за них. Организует поставку товаров и услуг клиентам, несет ответственность за целостность и сохранность товаров до момента передачи его клиенту.
Клиент-плательщик — физическое или юридическое лицо, имеющее договор с банком, зарегистрировавшим его, и осуществляющее просмотр каталогов, формирование заказов, инициирующее платежи через СИК с применением полученных в банке средств криптографической защиты информации.
Оператор СИК — юридическое лицо, осуществляющее обеспечение и сопровождение круглосуточной работы программно-технического комплекса СИК, и предоставляющее в распоряжение участников системы торговые, платежные, криптографические и административные функции на основании договоров с ними. Оператор несет ответственность перед участниками системы за целостность и сохранность информации, предоставленной ему на хранение и обработку, соблюдает режим конфиденциальности относительно доверенных ему сведений.
Для обеспечения возможности электронной купли-продажи система содержит:
- платежный сервер;
- платежный шлюз;
- пункт регистрации клиентов.
Платежный сервер — программно-технический комплекс, являющийся частью программно-технического комплекса СИК, осуществляющий аутентификацию и шифрование/дешифрование сообщений, получаемых и передаваемых в процессе работы клиентами-плательщиками СИК и платежным шлюзом СИК, а также осуществляющий хранение в зашифрованном и подписанном виде всех полученных и отправленных сообщений клиентов, а также информации, необходимой для аутентификации отправителей.
Платежный шлюз — программно-технический комплекс, являющийся частью программно-технического комплекса СИК, осуществляющий аутентификацию и шифрование/дешифрование сообщений, получаемых и передаваемых в процессе работы клиентами-плательщиками СИК и платежным шлюзом СИК; а также прием, передачу и хранение информации о клиентах от пунктов регистрации клиентов; подготовку электронных файлов транзакций для авторизации и получение и передачу результатов авторизации на платежный сервер СИК.
Пункт регистрации клиентов — специально выделенное помещение, в котором установлен программно-аппаратный комплекс, предназначенный для ввода и хранения данных о клиентах-плательщиках.
В состав рассматриваемого Internet-магазина (торговая подсистема) входят следующие модули:
- "Витрина магазина";
- "Интерфейс с платежными подсистемами";
-"Управление статусом клиента";
- "Администрирование заказов";
- "Склад
магазина";
Модуль "Витрины
магазина" и модуль "Управления статусом клиента" имеют внешние,
доступные для покупателей интерфейсы в виде динамических HTML страниц. Для доступа к магазину
покупатели используют сеть Internet.
Пользователи административных подсистем могут иметь не только WEB-интерфейс, но
и работать с сервером приложений в режиме клиент-сервер. Каждый из модулей
подлежит адаптации к требованиям той или иной компании, намеренной вести
продажи через Internet.
Адаптация "Витрин магазина" производится с учетом особенностей самих товаров или услуг, способов их наглядного представления, удобства поиска и выбора, а также ценообразования, на логообложения и способа доставки покупателю. Модуль "Витрина магазина" осуществляет представление товаров/услуг покупателям в Internet, осуществляет функции поиска товаров/услуг в базе данных, сбор и хранение данных о заказанных товарах/услугах, а также данных о покупателях, введенных ими в процессе выбора и заказа товаров/услуг.
Представление товаров и услуг на WEB-страницах обычно выглядит как электронный каталог с одним или несколькими уровнями вложенности. В каждой из позиций каталога могут содержаться ссылки на справочные, рекламные, информационные страницы, другие серверы. Каждый товар/услуга имеют описание, изображение, перечень основных характеристик, цену и описание условий доставки. На отдельные подразделы каталога может быть установлен ограниченный доступ для клиентов с определенными полномочиями. Эта функция реализуется во взаимодействии с "Модулем управления статусом клиента".
В рамках модуля "Витрины магазина" работает
процедура, автоматически осуществляющая инициируемый клиентом сбор товаров/услуг
в "корзину" покупателя, оформление заказа на покупку с присвоением
ему уникального номера и сохранением в базе данных, и выпиской счета на оплату
в адрес покупателя от имени владельца магазина.
Кроме того, работает
автоматическая процедура уведомления администратора о получении нового заказа
от клиента и получении через "Интерфейс с платежными подсистемами"
подтверждения об оплате или отказе от оплаты заказов клиентами. "Интерфейс
с платежными подсистемами" включает в себя сложные компоненты
криптографической защиты информации и настраивается в соответствии с
требованиями безопасности СИК. Один из интерфейсов предназначен для проведения
в защищенном режиме платежей с помощью кредитных карт клиентов.
"Модуль управления статусом клиента" адаптируется с учетом наличия в магазине системы скидок, особенностей формирования и работы дилерской сети, программ для постоянных клиентов и партнеров. С помощью этого модуля администратор торговой подсистемы может присваивать клиентам фиксированный объем скидки на закупки, либо устанавливать режим накопительной скидки, предоставлять права доступа к тем или иным приложениям, устанавливать шкалу скидок, начислять бонусы в подсистеме розничной торговли, осуществлять рассылку новостей.
"Модуль администрирования заказов" является стандартной компонентой, автоматически адаптируемой в соответствии с "Модулем управления статусом клиента" и модулем "Витрин магазина", а также наличием модуля "Интерфейс с платежными подсистемами". Этот модуль позволяет администратору магазина отслеживать поступление и выполнение заказов клиентов, управлять статусом заказов, общаться с клиентами.
"Модуль склада магазина" представляет собой подсистему для ведения базы данных товаров и услуг, представления их на витринах и учета на бухгалтерском складе магазина с автоматическим оформлением отгрузочных документов и другой бухгалтерской отчетности. Данный модуль адаптируется в соответствии с модулем "Витрины магазина" и особенностями учета различных товаров и услуг. Модуль позволяет хранить цены на товары и услуги в нескольких валютах, а также в виде шкалы цен, предназначенных для разных типов покупателей.
Товары/услуги могут по желанию администратора сниматься или выставляться на витрину в любое время. Корректировка данных о товарах/услугах может вестись, как и все другие операции, в режиме он-лайн с немедленным отражением изменений на витринах магазина и в административных модулях. При заказе покупателем товара/услуги, его оплате и отгрузке автоматически осуществляются соответствующие бухгалтерские проводки на складе магазина, которые отражаются в отчетах, получаемых администратором.
"Модуль статистических сервисов" служит для получения и хранения статистической информации о посещаемости магазина, спектре наиболее интересных для покупателей товаров, частоте и объеме покупок за периоды, взаимодействии с партнерскими ресурсами в Internet.
Рассмотрим каким образом работает электронный магазин.
Клиент просматривает каталоги товаров и дополнительную информацию на Web-странице торговца в его виртуальном магазине. Он выбирает товары, которые планирует купить и получает форму заказа, содержащую список товаров, их цены и итоговую сумму. После чего клиент подтверждает заказ, заполняет регистрационную форму, выбирает способ платежа и отсылает торговцу законченный заказ вместе с инструкциями платежа.
Если при оплате не возникло никаких проблем, то покупатель получает выбранный товар.
Торговец открывает и администрирует свой виртуальный магазин. Он получает заказ клиента с информацией о форме оплаты и после оплаты услуг доставляет товар.
Регистрация клиента банком-эмитентом карточки:
1. Клиент обращается в банк лично, предъявляет документы и запрашивает регистрацию для проведения платежей в СИК.
2. Банк с помощью программно-аппаратного комплекса регистрации производит регистрацию клиента-плательщика СИК и его карточки и записывает на дискету или чип-карту средства криптографической защиты платежей клиента, включая открытый/закрытый ключи подписи. Затем банк и владелец карточки заключают договор, в котором клиент обязуется не отвергать транзакции, подписанные его цифровой подписью.
3. Банк передает в платежный шлюз процессингового центра платежной системы информацию о зарегистрированных клиентах.
4. Платежный шлюз передает торговому серверу информацию о зарегистрированных клиентах-плательщиках СИК. По завершении этих операций клиенты могут совершать покупки в Internet-магазине СИК. Сам процесс совершения покупки может осуществляться по двум протоколам. Протокол 1 (оплата по факту доставки товара Покупателю).
5. Владелец карточки выбирает товары и оформляет заказ на торговом сервере СИК. После выбора клиентом способа оплаты карточкой включается в работу ПО клиента. Торговый сервер формирует сообщение, содержащее информацию о заказе, формирует цифровую подпись при помощи секретного (закрытого) ключа подписи, принадлежащего торговцу. Данное сообщение вместе с подписью сохраняется на торговом сервере, а также передается клиенту. Клиент проверяет данные и подтверждает готовность оплатить заказ своей карточкой.
ПО клиента зашифровывает, формирует цифровую электронную подпись и передает транзакцию на торговый сервер.
Информация о заказе содержит:
-Дату;
- номер заказа;
- Ф.И.0. клиента;
- ID карточки;
- содержание заказа.
Платежное поручение содержит:
-дату;
- номер торговца на торговом сервере;
- Ф.И.0.клиента;
- ID карточки;
- сумму заказа.
6. ПО торгового сервера расшифровывает сообщение от клиента проверяет совпадение ФИО заказа и ФИО в базе данных ключей. При удачном результате проверяет не авторизован ли уже данный заказ и формирует запрос на авторизацию, предназначенный для платежного шлюза процессингового центра. Сформированные ПО торгового сервера данные, предназначенные для платежного шлюза процессингового центра, объединяются с сообщением клиента, содержащим платежное поручение, и передаются платежному шлюзу процессингового центра в зашифрованном виде.
При отрицательном результате проверок торговый сервер предлагает клиенту заново ввести данные карточки.
Платежный шлюз получает транзакцию с платежным поручением клиента.
Сообщение расшифровывается. В случае успешного результата проверки подписи, данные сохраняются и проводится авторизация. Результаты авторизации подписываются с помощью секретного ключа подписи платежного шлюза, шифруются и оба сообщения передаются торговому серверу.
7. ПО торговца передает клиенту сообщение, предназначенное для клиента. Свое сообщение обрабатывает по описанной выше технологии.
Если транзакция была авторизована, ПО торговца принимает заказ к исполнению и уведомляет о результате ПО клиента.
8. Торговец совершает отгрузку заказа клиенту. Получает документы, подтверждающие получение заказа.
9. Торговец сообщает об отгрузке товара торговому серверу. Торговый сервер посылает в платежный шлюз зашифровывает запрос на разгрузку транзакции.
10. Платежный шлюз производит разгрузку транзакции через процессинговый центр с применением криптографической защиты платежной транзакции.
11. Оплата данного заказа со счета клиента в пользу торговца через банковскую систему.
Протокол 2 (авансовый платеж Покупателя)
Пункты 1-7 выполняются аналогично описанному выше.
8. Торговый сервер посылает в платежный шлюз зашифровывает запрос на разгрузку транзакции.
9. Платежный шлюз производит разгрузку транзакции через процес-синговый центр с применением криптографической защиты платежной транзакции.
10. Оплата данного заказа со счета клиента в пользу торговца через банковскую систему.
Система CyberPlat
В качестве более крупной платежной системы, обслуживающей несколько десятков электронных магазинов, рассмотрим систему CyberPlat, принадлежащую компании CYBERPLAT.COM (
Эта компания образована в апреле 2000 года в Москве. Ее целью является эксплуатация и укрепление рыночных позиций системы CyberPlat - универсальной платежной системы, которая позволяет совершать покупки в Internet-магазинах и эффективно оплачивать их в режиме on-line с помощью кредитных карт или с банковских счетов.
Платежная система CyberPlat существует более 2 лет. В настоящее время в системе CyberPlat действует 87 и Internet-магазинов и компаний, еще 135 магазинов находится в стадии подключения. Количество клиентов, совершивших покупки через систему CyberPlat, составляет более 70 тыс.
Система CyberPlat - дебетовая (платеж осуществляется цифровым чеком, подписанным электронно-цифровой подписью). Она обеспечивает комплексность и полную автоматизацию расчетов. В настоящее время в системе CyberPlat эффективно реализованы четыре модели Internet-бизнеса:
- оптовые расчеты по операциям для бизнеса (схема "Business-to-Business");
- розничные расчеты по операциям физических лиц (схема "Business-to-Consumer");
- lnternet-банкинг, обеспечивающий операции по удаленному управлению счетом и другие сервисные функции;
- открытая полнофункциональная платежная система, к которой могут подключаться любые участники (фирмы - поставщики товаров и услуг и банки).
Система CyberPlat основана на комплексе юридических договоров, полностью соответствующих российскому законодательству. Это обеспечивает продавцам и покупателям уверенность в том, что существует четкая и определенная законом процедура решения спорных вопросов, возникающих при расчетах между участниками сделки. Оператором системы CyberPlat является банк "Платина", собственные средства которого превышают 20 млн.долларов.